«Яндекс» заменил поисковый алгоритм «Палех» на его более развитую версию «Королёв». Прошлогодний «Палех» использовал связь между смыслом поискового запроса и смыслом заголовков предварительно подобранных веб-страниц. «Королёв» работает со всем содержанием страницы, не ограничиваясь заголовком.
Запрос «как одеться сегодня» по смыслу соответствует веб-страницам с прогнозом погоды на ближайшие часы, и страницам с советами стилиста о моде в августе 2017 года — заголовки и текст подходящих страниц не обязаны повторять слова из исходной фразы «как одеться сегодня».
«Яндекс» напомнил о вычислительной сложности установления смыслового соответствия при помощи нейросетей. С ноября 2016 года, на старом алгоритме, мощностей дата-центров «Яндекса» хватало на ранжирование через нейронные модели лишь 150 лучших заголовков от потенциально подходящих документов к одному запросу. На более ранних стадиях ранжирования применялись более грубые, но, за счёт своей простоты, более скоростные методы сортировки. В «Яндексе» понимали, что хорошие документы всё-таки терялись на ранних стадиях, а все смыслы веб-страницы не всегда удачно переданы в её заголовке. В поисковике перестроили и организацию нейронных сетей и подход к первичному индексированию веб-страниц. В результате «Королёв» сравнивает по смыслу с запросом не 150 заголовков, как раньше, а 200 000 полных веб-страниц, ранжирует их и выводит в результаты поиска.
Презентация новой версии поиска «Яндекса»
Превратившийся в «Королёва» «Палех» — это не финальная версия поискового алгоритма. «Яндекс» рассказал, что в перспективе инженеры хотели бы применять нейросети на всех стадиях предварительного поиска и добавить в алгоритм персонализацию: «Чтобы семантические вектора помогали нам находить документы, близкие по смыслу к запросу, но вовсе не содержащие слов запроса. Еще мы хотели добавить персонализацию (представьте себе еще один вектор, который будет соответствовать интересам человека)». Поисковик планирует: «Но на все это требуется не только время и знания, но и память и вычислительные ресурсы, и здесь без нового дата-центра не обойтись. И у Яндекса такой уже есть. Но это уже другая история […]».
В конкурирующем Google тоже работают над искусственным интеллектом (AI) в поиске. Около года назад Google поручил поиск Джону Джаннандреа — специалисту по AI.
ИМХО Яндекс как коммерческая компания рубит сук на котором сидит.
И непонятно почему упорно не хочет понимать кто платит деньги.
Поиск для пользователей ? С какой целью ? Вы коммерческая компания, Вас интересует заработок.
Пользователь за поиск не заплатит. Ввести оплату за поиск уже вряд ли возможно.
Деньги в отрасль несут комерсы — комерсам надо понятные правила игры — как разместить свое предложение выше конкурента.
Ему не нужны нейронные сети и прочие черные ящики.
Если Яндексу не нравилось что SEO идет не в его карман, ну так надо было не убивать SEO, а возглавить — сертифицировать, создать свое, купить все биржи ссылок и т.п.
Раньше были ссылки, потом тексты. Проекты разваивались и продавали. И долгое время чуть ли не до 90% продаж шло с Яндекса.
Сейчас нет ссылок, нет текстов, выдача хаотична и на 50% случайна. Проекты по прежнему продают, но доля Яндекса упала уже до 25%.
Ну меня конечно радует, что зависимость от Яши уже почти сошла на нет, но они должны понимать что когда это случится не в отдельно взятой нише, а повсеместно, то Яндекс нахрен станет никому не нужен и вот тогда деньги точно потекут мимо их кассы.
Не если ребята хотят запилить опенсорсный проект, отказаться от зарплаты и все такое, то как бы снимаю шапку, вперед и с песней… но пока что то никто таких целей не декларировал.