Директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин дал большое интервью «Медузе»:
Можем ли мы побороться с Google? Я в любой стране готов это делать и захватить долю, но, к сожалению, так, как мы сейчас это делаем, получается экономически неоправданно. Чтобы людям внушить, рассказать про то, что у тебя есть поиск; чтобы создать такой поиск, который действительно может быть сильно лучше Google, чтобы у людей была причина переключаться — все эти затраты не окупаются полученной когда-нибудь потом прибылью. Ведь Google в свое время приходил в разные страны практически на пустое место. Конечно, не везде — кроме России, Чехии, Южной Кореи и еще пары стран. Baidu, когда Google пришел в Китай, был довольно слабым с технической точки зрения, и государству пришлось его поддерживать. «Яндекс» справляется безо всякой государственной поддержки.
«Яндекс» появился в России в 1997 году, еще когда Google не существовало. И им тяжело нас выбить отсюда. Но и нам захватывать другие рынки просто экономически невыгодно. Google это часто делает просто идеологически — чтобы не было конкурентов. Я уверен, что они в итоге вложили денег в Россию больше, чем заработали здесь. Но они себе могут это позволить, а нам другие рынки нужны, по сути, только для ярмарки тщеславия. Это мне не кажется правильным.
Бывшую должность Ильи Сегаловича в «Яндексе» Михаил Парахин занял в мае 2015 года — кресло пустовало два года, после смерти сооснователя «Яндекса» в июле 2013 года.
Я давно уже думаю написать про «Яндекс» статью с эпиграфом из песни группы ГрОб, причем далеко не тем, где «всё идёт по плану», а с антонимичным.
Вкратце поясню, почему у меня после прочтения этого интервью желание только усилилось.
1. Рекламные технологии «Яндекса», где жизнь, и все их хотят развивать — это мусор. Во «ВКонтакте» и на всех остальных сайтах «Яндекс» давным-давно перестал мне предлагать хоть что-то кроме мошеннических бинарных опционов. То есть, в каких-то направлениях (я понимаю, что я не весь интернет, да) давление мошенников столь сильно, что «Яндекс» не в силах правильно воспользоваться digital fingerprints, при этом он имеет слабое противодействие конкретным мошенникам, которые могут заносить бюджеты в размере 90% от привлеченного капитала (поскольку возвращать ничего и никому они не собираются)
2. Нацеленность на проекты, где монетизация просчитывается и видна, обрубает на корню любую потенциальную доходность с ростом более чем 10-20% в год в принципе. Потому что когда монетизация становится видна, она становится видна на _чужом_ «водопроводе» в терминах Парахина. С которым ты уже ничего не можешь сделать (о чём тот же Парахин и рассказывает)
3. Переход от венчурной компании к компании типа «Рамблера» — это вилы с точки зрения отношения сотрудников. У нас были опционы, у нас была возможность роста в разы в год, теперь мы «Газпром». Рост нашего благосостояния зависит от экономики, а не от нас. Выдыхаем, пацаны.
Мы делали идеи, на которых мы не знаем как зарабатывать, но они офигеннные и нужные, теперь мы Мейл.ру. Наращиваем KPI, рубим бабло. Но сотрудники Мейла-то всегда были сотрудниками Мейла, который рубит бабло и не парится. А «Яндексоиду» стать сотрудником Мейла — как пыльным мешком по голове получить.
4. Сами KPI в отношении качества продуктов, скажем так, странные. Например, у «Яндекса» есть сервис «Толока» для проверки качества сервисов «Яндекса». Я в нем регистрировался, пытался оценить качество каких-то сервисов (выдачи, например). Выглядит это так: тебе говорят — у нас тут в «Яндексе» есть золотой эталонный стандарт выдачи. Вкратце он описывается так. А теперь проверьте на соответствие этому золотому эталонному стандарту то, что мы вам предложим. Если у тебя голова достаточно квадратная — то ты с «Яндексом» совпадаешь
Если ты начинаешь думать на тему: «Ну это ерунда какая-то, зачем её показывать?», но эта «ерунда» укладывается формально в золотой стандарт «Яндекса» и ты как контролер — не проходишь. Возникает вопрос: а этот золотой стандарт, он реально золотой? Вы уверены? Ответ: не твоего ума дело
(кстати, рекомендую поюзать «Толоку» интересующимся темой: получите отрезвляющие впечатления о том, что «Яндекс» думает про эти ваши интернеты)