В Сбербанке больше не считают автопилоты для автотранспорта приоритетным направлением работы совместного предприятия с Cognitive Technologies, созданного в 2019 году. Приоритетами буду "беспилотные системы управления сельхозтехникой, умные системы активной безопасности рельсового транспорта и радары для беспилотного транспорта".
Причина – отсутствие в России, а также в других странах законов и подзаконных актов, регламентирующих перемещение беспилотных авто по дорогам. «Сегодня ни в одной стране мира законодательные вопросы не решены полностью. Есть лишь отдельные документы, разрешающие проведение испытаний или движение беспилотников на ограниченных территориях. Отраслевые эксперты ожидают решения этих вопросов в сроки до 10–15 лет», – объясняет собеседник «Ведомостей».
Представитель Cognitive Pilot добавил, что бизнес-модель, связанная с автомобильными беспилотниками, тоже неясна. Установка оборудования на машину сопоставима по цене с самой машиной.
Узаконивание беспилотников обещает стать сложным многоаспектным процессом. Менять придётся не только правила дорожного движения и получения прав, но и законы о страховке, принципы определения виновных в ДТП, таможенное и налоговое законодательство.
Важным шагом к внедрению беспилотного транспорта станет принятие обсуждаемого сейчас законопроекта «О платформе «Автодата». Речь идет об общенациональной базе больших данных, получаемых с автомобилей. Эта информация, в частности, будет использоваться для ориентации машины в дорожной обстановке и взаимодействия беспилотника с другими участниками движения.
В России сейчас идет разработка и согласование закона-спутника к закону об экспериментальных правовых режимах, касающегося в том числе беспилотных технологий, говорит представитель «Яндекса»: «Он может обеспечить возможность коммерческих пассажироперевозок на беспилотном транспорте, а также постепенное исключение страхующего водителя из процесса управления на определенных территориях».
В том же сентябре 2020 года Яндекс выделил направление беспилотных автомобилей из «Яндекс.Такси» в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG).
Аркадий Волож назвал беспилотники стратегически важным направлением для Яндекса и собрался развивать его на международном рынке. В июне Яндекс открыл в Мичигане офис, отвечающий за тестирование беспилотных автомобилей, и начал найм водителей, которые будут контролировать роботов. Компания уже стала одним из победителей Michigan Mobility Challenge, конкурса «провайдеров высокоавтоматизированного транспорта» и успела показать свои технологии в Лас-Вегасе.
Вообще, задача сделать беспилотники российскому бизнесу поставлена Путиным, в Сбере в это направление изрядно вложились: я общался осенью с их пиаром, относительно много рассказали про их команду с Василевским.
А тут, действительно внезапно, Когнитив, озвучивает, что «Сберу» это стало неинтересно. Причём не в том смысле, что всё, сливаем свет и тушим воду, а просто «заморозили». И озвучили причину: законодательной базы нет. И даже перечислили виноватых в этом
Сделаю смелое предположение: весь этот шум вокруг «не события» это SMS от «Сбера» правительству, в котором сообщается, что если вы продолжите динамить приём законов нужных для беспилотного движения, мы вас, козлы, выставим крайними в отношении исполнения поручения Путина.
Всё.