Платёжная система «Сбербанка» (75% минус 1 рубль) и «Яндекса» уведомила Леонида Волкова, что он не сможет собирать в свой кошелёк пожертвования для возможного кандидата в президенты РФ Алексея Навального. Волков не нарушил действующее соглашение об использовании Яндекс.Денег, но уже в ближайшее время платёжная система изменит правила. 5 лет назад, платёжная система не контролировалась «Сбербанком» — в феврале 2011 года представители «Денег» по собственной инициативе связались с Навальным и проконсультировали о сборе средств через Яндекс.Деньги. В декабре следующего 2012 года Яндекс продал контроль в «Деньгах» «Сбербанку». В августе 2013 года Центризбирком сделал замечание Яндекс.Деньгам в связи со сбором средств для Навального, тогда он баллотировался на пост мэра Москвы. В ответ платёжная система напомнила, что:
Во-первых, ни один российский закон не запрещает переводить деньги от одних людей к другим через интернет и через такие системы, как наша. Во-вторых, дарение денег прямо прописано как норма в налоговом кодексе.
Термин «выборы», больше чем за 3 года, в правилах использования Яндекс.Денег так и не появился — специальных правил, после заявления ЦИК, владельцы платёжной системы не установили.
Сейчас представители Яндекс.Денег поменяли позицию и заявили, что перечисления на кошелёк Волкова «может быть расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах». Платёжная система объяснила, что фонд-юрлицо по-прежнему может использовать родственную «Деньгам» Яндекс.Кассу для сбора пожертвований от частных лиц в любых объемах. Касса предназначена для приёма платежей — после её установки сайты получают возможность принимать банковские карты, Qiwi, WebMoney, сами Яндекс.Деньги. «Касса» обходится юридическому лицу приблизительно в 2,8—6 % при оборотах до 5 миллионов рублей в месяц.
На момент публикации ссылка «Правила работы сервиса» с официального сайта Яндекс.Кассы, переадресует на общие правила работы Яндекс.Денег, а не правила специфичные именно для «Кассы», разделения документов нет. Последняя редакция правил, которую Волков ещё не нарушал, датирована 21-м октября 2016.
В мае 2011 года, Елена Колмановская, тогда главный редактор компании «Яндекс» в эфире «Эха Москвы» рассказала, что ФСБ России запрашивало данные по счету Навального, организатора проекта «Роспил» в системе Яндекс.Деньги и еще около 100 юзеров, переводивших ему деньги. По словам Колмановской, Яндекс.Деньги были обязаны предоставить имеющуюся у них информацию ФСБ, что и произошло. В дальнейшем эти данные неизвестным образом оказались у неизвестной девушки представляющейся именем Юлии Ивашовой, комиссара движения «Наши». Люди, переводившие деньги, в дальнейшем получали звонки от неизвестных, с вопросами о том зачем они поддержали Навального.
До 2012 года «Яндекс» открыто интересовался политическим таргетингом, причём это происходило, даже после того, как популярная уже тогда сеть ВКонтакте, запретила политическую рекламу, из-за опасения юридических претензий. С аналогичным запретом вышеупомянутый Алексей Навальный позднее столкнулся в другой соцсети Mail.ru Group — «Одноклассниках», в августе 2013 года сеть отказалась размещать его рекламу к выборам на пост мэра Москвы. В 2014 году выяснилось, что клиентов Яндекс.Денег вызывают в СКР из-за переводов на мэрскую кампанию Навальному, выборы кандидат проиграл за несколько месяцев до вызовов правоохранителей.
Режим банковской тайны запрещает финансовым организациям разглашать сведения о своих взаимоотношениях с клиентами. Но, действительно, закон требует от нас ограничивать использование электронных кошельков в целях и способами, которые с точки зрения законодательства могут быть расценены неоднозначно — в противном случае компания несет комплаенс-риски. Заботясь о миллионах пользователей, мы должны минимизировать эти риски. Поэтому мы приняли решение изменить условия пользовательского соглашения и внести пункт, ограничивающий сбор средств на кошелек в политических целях. Это ограничение – стандарт для рынка электронных платежей, его придерживаются многие сервисы электронных кошельков. С момента публикации это требование вступило в силу.
При этом фонд-юрлицо по-прежнему может использовать Яндекс.Кассу для сбора пожертвований от частных лиц в любых объемах.