Несколько человек, близких к «Ростелекому» и знакомые сотрудников оператора рассказали «Ведомостям», что до 1 июня президент оператора Михаил Осеевский примет решение о будущем проекта «Спутник». Закрытие маловероятно, — утверждает человек, представленный как знакомый менеджеров «Ростелекома» — возможно «Спутник» переориентируют «на задачи, связанные с расчетом больших данных». «Спутник» занимается Big Data-проектами Ростелекома с 2015 года. Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков подтвердил, что планы пересматриваются: «Необходимо будет внести коррективы, соответствующие действительности. Компания хочет повысить эффективность и снизить расходы».
На площадке РИФ+КИБ 2014 вице-президент Ростелекома Алексей Басов оценил затраты на создание «Спутника», на тот момент, ниже затрат, например, на GetTaxi. 3 года назад Gett потратил на себя $52 млн. «А что сильнее повлияет на жизнь населения страны — жизнь рассудит», резюмировал в 2014-м Басов.
Ростелеком запустил «Спутник» на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года, но работу над проектом несколько энтузиастов начали ещё в 2008 году. Ростелеком поддержал их инвестициями в 2012-м (И. Ашманов о сделке и её предыстории) и позднее предположил, что «Спутник» мог бы стать сервисно-поисковым порталом, «который сделал бы жизнь рядового гражданина легче». «Дочки» «Ростелекома» «РТКомм.ру» и «Ростелеком интернэшнл лимитед» владеют 74,99% ООО «Спутник», остальное принадлежит Вячеславу Рудникову и Василию Васину. Сейчас, как указано на сайте, развитием поисковика занимается напрямую ПАО «Ростелеком».
В 2015 стратегия поменялась и оператор решил сделать из «Спутника» маркетинговый инструмент, адаптированный под абонентов Ростелекома. За 2016 год небольшая посещаемость «Спутника» упала в два раза, в июне владельцы снова изменили мнение и увидели перспективу в создании проектов для государственных и окологосударственных структур.
В активах «Спутника» алгоритмы машинного обучения и умение работать с большими неструктурированными данными, считают собеседники «Ведомостей». По их словам технологии «Спутника» действительно применяют в инфраструктуре электронного правительства (Ростелеком продавал «инфраструктуру электронного правительства» с 2010 года, то есть прямого отношения к «Спутнику» у неё не было; в 2016 году Счётная палата РФ сомневалась, что оператор работал над «электронным правительством» эффективно). Ещё одна работающая технология «Спутника», говорят собеседники «Ведомостей» — анализ оттока аудитории.
Я уже писал здесь не один раз, в том числе недавно, про историю появления проекта «Спутник» в 2008 году, начавшуюся с попытки Мильнера и Усманова летом 2008 купить долю в Яндексе, похода Геры Клименко к Суркову со срезами раздачи новостного трафика новостными агрегаторами во время войны 08.08.08 и итоговой покупки КМ-Онлайн под этот проект.
Я тогда (осенью 2008) писал «наверх» докладную записку, в которой рассматривал существующие в РФ коллективы, проекты и технологии в области поиска и делал в ней вывод, что если и покупать — то Рамблер, который в этот момент имел поисковик отличного качества, относительно недорогой и уже работающий.
КМ-Онлайн я категорически не рекомендовал. У них поиска фактически не было, на портале KM.ru стоял Гугл.
Про Спутник в этом обсуждении нужно понимать следующее:
а) его пока никто не закрывает, вы читали невнимательно;
б) новый президент Осеевский по приходу в РТ увидел в PnL проблемный актив, который жрёт деньги, вызывает репутационные потери, не показывает перспектив.
Ровно в такой же ситуации несколько лет назад чуваки из Афиши, поставленные владельцами рулить холдингом Рамблер, поспешно уничтожили поисковик Рамблера, чтобы не нести ответственности за то, в чём они не разбирались.
в) Так что мотивы понятны, Спутник могут и закрыть. Но могут и нет — потому что дело политическое.
Закрыть его или хотя бы придушить в последние годы старался и предыдущий президент РТ, по тем же мотивам (убытки, непонятность, неприятие, политические проблемы). И не закрыл. Хотя и придушил.
г) Построить коммерческий поисковик, занимающий заметную долю рынка из Спутника в данных условиях было нельзя.
Тут где-то пишут про 20 миллионов долларов, где-то про два миллиарда рублей и т.п.
Это совершенно негодные ресурсы.
В Спутнике работали в лучшие годы 150-200 человек. У Яндекса только ядро пишут больше народу.
200 человек — это 300 миллионов рублей в год. Ну 500 с офисом. Это копейки. У Яндекса $500М, больше в 60 раз.
Там порядка 2000-2500 серверов, это вообще смешно (у Яндекса 100 000+).
Так поисковик не сделать.
д) Как правильно пишет Ильин (и как я писал здесь ещё несколько лет назад), из Спутника надо было делать — и по-прежнему надо делать — ответственный государственный поиск, дающий доступ к:
1) ответственной, чистой, проверенной информации, с гарантированным качеством, отфильтрованной, без порно и грязной коммерции,
2) к информации, к которой нет доступа у коммерческих поисковиков (государственные базы данных, госуслуги, национальная библиотека и т.п.).
И это возможно, но не за 500 миллионов в год.
е) Почему это не могут делать российские коммерческие поисковики? Ну потому что это не вполне российские, не вполне контролируемые компании, с коммерческими интересами и т.п.
Они сейчас ведут себя сильно лучше, чем в 2008-2012, но недостаточно, там акционеры, антиправительственная тусовка хипстеров и т.п.
Их тоже надо поддерживать, конечно, и ограничивать законодательно иностранные ТНК (уравнивать рыночные условия), это понятно.